Лекция 8. Возрастные

связь психологического с развитием заболеваний позвоночника

Лекция 8.
Возрастные особенности сердечно-сосудистой системы и органов дыхания

2 часа

План

  1. Внутренняя среда организма
  2. Функции крови, клеточные элементы крови
  3. Система кровообращения
  4. Кровяное давление
  5. Возрастные особенности и гигиена сердечно сосудистой системы.
  6. Значение дыхания.
  7. Возрастные особенности дыхательной системы

Ключевые слова

Кровь, сердце, вены, аорта, артерия, капилляры, систола, диастола, дыхание, бронхи, легкие

Литература

  1. Хрипкова А. Г. , Антропова м. В., Фарбер Д. А. Возрастная физиология и школоная гигиена: Пособие для студентов пед. ин-тов – М.: Просвещение, 1990. – 319 с.
  2. Иргашев А. С. Возрастная физиология. Ташкент, 1989.
  3. Фарбер Д. А., Корниенко, Сонькин В. Д. Физиология школьника. – М.: Педагогика, 1990. – 64 с.
  4. Сонин Н. И., Сапин М. Р. Биология 8 кл. Человек: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. 2-е изд, испр. – М.: Дрофа, 2000. 216 с.
  5. Сапин М. Р., Брыксина З. Г. Анатомия и физиология детей и подростков: Учеб. пособие для студ пед. вузов. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. – 456 с.
  6. Первая помощь при повреждениях и несчастных случаях./ Под ред. В. А. Поляква. – М.: Мелицина, 1990 – 120 с.
  7. Человек и среда его обитания. Хрестоматия / Под ред. Г. В. Лисичкина, Н. Н. Чернова. – М.: Мир. 2003. – 460 с.
  8. Чумаков Б. Н. основы здорового образа жизни. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России., 2004. – 416 с.

Вопросы к практическому занятию

  1. Значение кровообращения.
  2. Большой и малый круг кровообращения.
  3. Основные функции и значение крови.
  4. Кровяное давление и его возрастные особенности.
  5. Назовите возрастные особенности сердечно  сосудистой системы.
  6. Гигиена сердечно- сосудистой системы.
  7. Значение дыхания.
  8. Строение и функции органов дыхания в различные возрастные периоды.
  9. Назовите основные фазы дыхательного процесса.

Возрастные особенности крови и сердечно-сосудистой системы

Кровь. Внутреннюю среду организма составляют кровь, тканевая жидкость и лимфа, они заполняют сосудистую сеть и межколивые пространства, участвуют в тканевом дыхании, обеспечивают возможность поступления в клетки необходимых для их жизнедеятельности питательных веществ и выносят из организма продукты распада, благодаря поддержанию определенного состава внутренней среды клетки функционируют в постоянных условиях, сохранение постоянства внутренней среды называют гомеостазом. сохранение постоянства внутренней среды возможно только при функционировании системы дыхания, сердечно сосудистой системы, органов пищеварения и выделения, значительная роль в поддержании гомеостаза принадлежит регуляторным системам – нервной и эндокринной.

Кровь- это жидкая соединительная ткань, непрозрачная, красного цвета, слабо щелочной реакции, солоноватого вкуса.

У живого человека кровь находится в постоянном движении благодаря сокращениям мышцы сердца.

Кровь выполняет в организме важнейшую функцию-обмен веществ. Поступающие в организм питательные вещества и кислород крови разносятся по организму и из крови поступают в лимфу и тканевую жидкость. В обратном порядке осуществляется выделения продуктов обмена. Кровь выполняет важнейшую функцию в обеспечении постоянства внутренней среды. Поглощение кровью кислорода и вынос углекислого газа называют  дыхательной  функцией  крови. Кроме того, кровь осуществляет жидкостную гуморальную регуляцию деятельности различных органов, т.к. разносит по всему организму вещества, вырабатываемые железами внутренней секреции, – гормоны, которые в одних случаях усиливают, а в других тормозят работу органов. Кровь выполняет защитную функцию, т.к. она имеет клетки, обладающие свойством фагоцитоза. Она содержит антитоксины (противоядие), которые разрушают и уничтожают ядовитые вещества или микробы, поступившие в организм. Кровь осуществляет транспортную функцию-перенос питательных веществ из органов  пищеварения  в клетки и ткани органов и вынос продуктов распада.

Кровь участвует в гуморальной регуляции деятельности организма, выполняет терморегуляторную функцию организма, охлаждая энергоемкие органы и согревая органы, теряющие тепло.

Количество крови в организме человека меняется с возрастом. У детей крови относительно массы тела больше, чем у взрослых. У новорожденных кровь составляет 14.7 % массы ( около 1/8 ), у детей одного года -10,9 %, 6 лет -7 % и у 16 летних до 8 %. Это связано с более интенсивным протеканием веществ в детском организме. У взрослого 5-6 % (1/13-1/14) веса тела. У мальчиков крови несколько больше, чем у девочек.

У  взрослых людей  массой  60-70кг  общее  количество крови 5-5,5 л.

Обычно не вся кровь циркулирует в кровеносных сосудах . Некоторая часть находится в кровяных депо. Роль депо крови выполняют сосуды селезенки, кожи, печени и легких. При усиленной мышечной работе, при потере больших количеств крови, некоторых заболеваниях запасы крови из депо поступают в общий кроваток. Депо крови участвуют в поддержании постоянного количества циркулирующей крови.

Кровь, как соединительная ткань, состоит из клеточных, или форменных, элементов и жидкой части.

Клеточные элементы крови делятся на эритроциты, лейкоциты и тромбоциты. Каждый вид форменных элементов выполняет ряд свойственных ему функций.

Эритроциты. Эритроциты красные кровяные тельца, или безъядерные клетки. Их количество в 1 куб. Мм крови школьники составляет от 4500000 до 5000000.

Эритроциты переносят кислород от органов дыхания к клеткам организма, участвуют в поддержании равновесия воды в организме. Продолжительность жизни- до 130 дней, отжившие погибают в селезенке.

Осуществление эритроцитами дыхательной функции связано с наличием в них особого вещества- гемоглобина, являющегося переносчиком кислорода. Гемоглобин – вещество белковой природы, красный цвет которое обуславливает характерную окраску крови. В составе красящего вещества входит железо. За 100 %   принято наличие 16.7 г гемоглобина в 100 мл кров. Снижение содержания гемоглобина до 70 % указывает на заболевание, называемое малокровием.

Лейкоциты. Лейкоциты – белые кровяные клетки, имеющие ядро  и обладающие активной подвижностью Важнейшей функцией лейкоцитов является защита от попадающих в кровь микроорганизмов и токсинов. Защитная функция лейкоцитов связана с их способностью передвигаться самостоятельно к тому участку, куда проникли микробы или инородное   тело. Приблизившись к ним лейкоциты обволакивают их, втягивают внутрь переваривают.  Явление поглощения  микроорганизмов лейкоциты называют фагоцитозом.

Кровяные пластинки, или тромбоциты. Тромбоциты - самые  мелкие  из форменных элементов крови. В них содержится специальное вещество-  тромбокиназа, принимающее участие в свертывании крови, т.е. в образовании сгустков.

Образуются тромбоциты в красном костном мозге и селезенке.

Плазма крови. Жидкая часть крови названа плазмой. Она слегка желтоватая, прозрачная, вязкая, белового характера, имеющая удельный вес 1020-1028. Плазма состоит на 90-92 % из воды, 8-10 % составляют органические и неорганические соединения.

Система кровообращения. Кровь может выполнять жизненно необходимые функции, только находясь в непрерывном движении. Движение крови в организме, ее циркуляция составляет сущность кровообращения.

К системе кровообращения относятся: сердце, выполняющее роль насоса и сосуды, по которым циркулирует кровь. Кровь, выбрасываемая сердцем, по артериям, их разветвлениям (артернолам) и капиллярам поступает к тканям и органам, затем по мелким венам (венулам) и крупным венам возвращается к сердцу. Таким образом, благодаря кровообращению ко всем органам и тканям поступают кислород, питательные вещества, соли, гормоны, вода и выводятся из организма продукты обмена. Деятельность всех органов  и организма в  целом  тесно связана с  функцией органов кровообращения.

Сердце - четырехкамерный мышечный орган, состоящий из 2-х предсердий и двух желудочков и работающий в режиме систола- сокращение и диастола- расслабление. Период, охватывающий одно сокращение и расслабление сердца, называют сердечным циклом. В состоянии относительного покоя сердечный цикл продолжается около 0,8 сек.

Каждый сердечный цикл состоит из трех фаз: первая-сокращение предсердий- систола предсердий длиться (0,1 сек), вторая – систола желудочков (длится 0,3 сек),

Третья   -   общая    пауза   (  0,4    сек).    Когда   сердце 1 сокращается,   кровь   нагнетается   в      сосудистую   систему. Основной силы сокращения затрачивается в период систолы желудочков в фазу   изгнания крови из левого желудочка в аорту.

Форма сердца   -   грушевидная.   Основание   сердца обращено вверх, верхушка вниз и несколько влево.

Положение сердца ребенка в грудной клетке изменяется в зависимости   от возраста. У новорожденного и ребенка первого  года жизни сердце занимает поперечное положение.

На втором и   третьем году жизни сердце постепенно приобретает косое положение. Изменение положения сердца связано с постепенным переходом ребенка из горизонтального (лежачего) положения в вертикальное.

У новорожденного вес сердца составляет 20-25 граммов. За весь период детства вес непрерывно нарастает, это нарастание увеличивается в первые 3 года, затем в период полового созревания  (12-16 лет).  К   16 годам вес сердца достигает 240 граммов.

Деятельность сердечно-сосудистой системы осуществляется в рамках большого и малого круга кровообращения. Большой круг кровообращения начинается от левого желудочка сердца, откуда кровь поступает в аорту. Из аорты путь артериальной крови продолжается по артериям, которые по мере удаления  от сердца разветвляются и самые мелкие из них распадаются на капилляры. Капилляры густой пронизывают весь организм.

Через тонкие стенки капилляров в кровь попадают питательные вещества и кислород в тканевую жидкость, а продукты жизнедеятельности клеток из тканевой жидкости поступает в кровь. Из капилляров кровь поступает в мелкие вены, которые, сливаясь, образуют более крупные вены.

Кровяное давление зависит от энергии, сообщаемой сердцем крови, от фазы работы сердца.

Так, во время сокращения желудочков в сосудах будет самое высокое давление ( максимальное), в период расслабления – самое низкое. Разность между систолическим (максимальным) и дистоническим (минимальным) называют пульсовым давлениям.

Например: давление у взрослого человека 120/80 мм. Ст., 120- максимальное давление, 80 минимальное.

Измерение давления производят на артериях, потому е называют артериальным.

У детей артериальное давление крови тем ниже, чем ребенок меньше возрастом. Если его измерить неоднократно в течение дня у одного и того же ребенка, то будут разные показатели. Это указывает на некоторую функциональна неустойчивость давления крови у детей. Однако средний, показатель давления крови одного и того же здорового ребенка отличается значительным постоянством.

У спящего ребенка давление   крови обычно снижаете Кровяное давление повышается при мышечной деятельности. Наиболее сильное воздействие    на артериальное давление оказывают   различные  эмоции,   как   правило   ведущие повышению давления. В поддержании постоянства кровяное давления важная роль принадлежит нервной системе.

Возрастные особенности сердечно-сосудистой системы.

Чем меньше ребенок, тем:

меньше размеры и объемы различных отделов сердеч сосудистой системы;

тем чаще частота сокращений; так

1 день- 150 ударов 4 мин.

1 год -130 ударов в мин.

3 года -110 ударов в мин.

7 лет – по ударов в мин.

12 лет -90 ударов в мин.

18 лет-80 ударов в мин.

Взрослый -66-72 ударов в мин.

тем меньше функциональные возможности организма, которые с возрастом и тренированностью повышаются;

тем менее экономно и эффективно работает сердечно­сосудистая система;

тем менее дополнительны резервные и функциональные возможности сердечно- сосудистой системы.

Гигиена сердечно – сосудистой системы

Гигиена сердечно – сосудистой системы заключается в соблюдении нор функционирования данной системы, т.е. в соответствии с возрастными особенностями поддерживать на уровне- нормы частоты сердечных сокращений, уровень минимального и максимального кровяного давления, ударный объем ( количество мл. крови, выбрасываемой в кровяное русло при дном сокращении), меньший объем крови ( МОК)-количество крови, выбрасываемой за минуту. Для оптимального функционирования сердечно- сосудистой системы, необходимо соблюдать следующие требования:

соблюдение правильного режима дня;

правильная регламентация физических и умственных нагрузок. Исходя из этого снижение статистических нагрузок и повышение динамических;

закаливание, занятия физкультурой и спортом; предупреждение вредных привычек; соблюдение правил психогигиены.

Значение дыхания

Дыхание – необходимый для жизни процесс постоянного обмена газами между организмом и окружающей средой. Через органы дыхания в организм поступает кислород, из организма выводится углекислый газ и пары воды. Кислород необходим организму для осуществления окислительный процессов, являющихся основными источниками энергии. В понятие дыхания включают следующие процессы:

Внешнее дыхание-

обмен газов между внешней средой и легкими- легочная вентиляция;

обмен газов в легких между альвеолярным воздухом и кровью капилляров- легочное дыхание;

транспорт газов кровью, перенос кислорода от легких  к тканям и углекислого газа из тканей в легкие;

обмен газов в тканях;

внутренне или тканевое дыхание – биологические процессы, происходящие в митохондриях клеток.

Дыхательная система человека включает: воздухоносные пути, к которым относятся полость носа, носоглотка, гортань, трахея, бронхи, легкие- состоящие из бронхиол, альвеолярных мешочков и богато снабженные сосудистыми разветвлениями; костно-мышечную систему, обеспечивающую дыхательные движения: к ней относятся ребра, межреберные и другие вспомогательные мышцы, диафрагма.

Воздухоносные пути и дыхательный путь начинается носо­вой полостью. Слизистая оболочка носовой полости обильно снабжена кровеносными сосудами и покрыта многослойным Мерцательным эпителием. В эпителии много железок, выделя­ющих слизь, которая вместе с пылевыми частицами, проникшими с вдыхаемым воздухом, удаляется мерцатель­ными движениями ресничек.

В носовой полости вдыхаемый воздух согревается, частично очищается от пыли и увлажняется. К моменту рождения носовая полость ребенка недоразвита, она отличается узкими носовыми отверстиями и практически отсутствием придаточных пазух, окончательное формирование которых происходит в подростковом возрасте. Объем носовой полости с возрастом увеличивается примерно в 2,5 раза. Структурные особенности носовой полости детей раннего возраста затрудняют носовое дыхание (поэтому дети часто дышат с открытым ртом) Ротовое дыхание вызывает кислородное голодание, застойные явления в грудной клетке и черепной коробке, деформацию грудной клетки, понижение слуха, частые отиты, бронхиты и др.

Скелет гортани образован хрящами, соединенными между собой суставами, связками и мышцами. Гортань не только связывает глотку с трахеей, но и участвует в речевой функции. Гортань у детей короче, уже и располагается выше, чем у взрослых. Наиболее интенсивно гортань растет на 1-3 м годах жизни и в период полового созревания. От нижнего края гортани отходит трахея. Длина ее увеличивается в соответствии с ростом туловища, максимальное ускорение роста трахеи отмечено в возрасте 14-16 лет. Окружность трахеи увеличивается соответственно увеличению. Объёма грудной клетки. Трахея разветвляется на два бронха; правый из которых более короткий и широкий. Наибольший рост бронхов происходит в первый год жизни и в период полового созревания.

Легкие. С возрастом существенно изменяется и структура нового органа дыхания- легких. Первичный бронх, вступив в рот легких, образует бронхиальное дерево. Самые тонкие точки его называют бронхиолами. Бронхиолы разветвляются альвеолярные ходы с мешочками, стенки которых образованы множеством легочных пузырьков- альвеол. Альвеолы являются дачной частью дыхательного пути.

Каждое легкое покрыто серозной оболочкой, называемой плеврой.

Легкие у детей растут главным образом за счет увеличения объема альвеол (у новорожденного диаметр альвеолы 0,07 мм), у взрослого уже достигает 0,2 мм). До 3 лет происходит усиленный рост легких и дифференцировка их •дельных элементов. Число альвеол к 8 годам достигает числа взрослого человека. В возрасте от 3 до 7 лет темпы роста легких снижаются. Особенно энергично растут альвеолы после 12 лет. Объем легких к 12 годам увеличивается в 10 раз по сравнению с объемом легких новорожденного.

Обмен газов между атмосферным воздухом, находящимся альвеолах, происходит благодаря ритмическому чередованию актов вдоха и выдоха.

Различают диафрагмальное дыхание с незначительным участием межреберных мышц (у новорожденных). Это связано с тем, что у детей раннего возраста ребра имеют малый изгиб и занимают почти горизонтальное положение. Верхние ребра и весь плечевой пояс расположены высоко, межреберные мышцы слабые.

Диафрагмальный тип дыхания сохраняется до второй половины первого года жизни.

По мере развития межреберных мышц и роста ребенка грудная клетка опускается вниз и ребра принимают косое положение. Постепенно дыхание грудных детей станови грудно-реберным с преобладанием диафрагмального.

В возрасте от 3 до 7 лет в связи с развитием плечевого пояса все более начинает преобладать грудной тип дыхания, и к 7 годам он становится выраженным.

В 7-8 лет выявляются половые отличия в типе дыхания: мальчиков становится преобладающим брюшной тип дыхания девочек – грудной. Заканчивается половая дифференцировка дыхания к 14-17 годам.

Дыхание новорожденного ребенка частое поверхностное. У детей первого года жизни частота дыхательных движений в минуту во время бодрствования 50-60, а во время сна 35-40. У детей 1-2 года во время бодрствовав частота дыхания 35-40, у 2-4 летних 25-35 и 4-6 летних 23-циклонов в минуту. У детей школьного возраста происходит дальнейшая частота  дыхания ( 18-20 раз в минуту).

Источник: http://pedpsi.ru/?page_id=232