Открытый урок по биологии в 7-м классе по теме Тип

Урок обобщающего повторения по теме: Тип Членистоногие - Открытый

Урок обобщающего повторения по теме: Тип Членистоногие

Автор:
Баронова Ирина Аркадьевна

Аннотация:

Урок обобщающего повторения по теме: Тип Членистоногие

 

Учитель биологии Баронова Ирина Аркадьевна,

МБОУ «СОШ №39 им. П.Н. Самусенко» г. Братска.

электронный адрес: baronova_ira@mail.ru

 

Аннотация

 

Раздел программы:

  • биология: «Обобщающий урок» 7 класс;
  • биология «Обобщение по теме: Тип Членистоногие» 7 класс.

Цели и задачи учебного занятия:

  • обобщить и закрепить пройденный материал, восполнить пробелы в знаниях учащихся по теме членистоногие;
  • сформировать навыки индивидуальной и групповой форм деятельности, навыки сотрудничества с одноклассниками;
  • развивать умения решать ребусы и головоломки,  анализировать, сопоставлять и делать выводы;
  • воспитывать познавательный интерес, потребность в знаниях, в самообразовании, стремлении к творчеству, любви  и бережному отношению к природе.

Тип урока: Обобщающего повторения с применением:

  • тестового контроля;
  • игровой технологии;
  • групповой работы.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;
  • обучающая презентация к уроку «Тип Членистоногие»
  • раздаточный материал на два варианта (тесты).

 

Статья:

Урок обобщающего повторения по теме: Тип Членистоногие

 

Учитель биологии Баронова Ирина Аркадьевна,

МБОУ «СОШ №39 им. П.Н. Самусенко» г. Братска.

электронный адрес: baronova_ira@mail.ru

 

Раздел программы:

  • биология: «Обобщающий урок» 7 класс;
  • биология «Обобщение по теме: Тип Членистоногие» 7 класс.

Цели и задачи учебного занятия:

  • обобщить и закрепить пройденный материал, восполнить пробелы в знаниях учащихся по теме членистоногие;
  • сформировать навыки индивидуальной и групповой форм деятельности, навыки сотрудничества с одноклассниками;
  • развивать умения решать ребусы и головоломки,  анализировать, сопоставлять и делать выводы;
  • воспитывать познавательный интерес, потребность в знаниях, в самообразовании, стремлении к творчеству, любви  и бережному отношению к природе.

Тип урока: Обобщающего повторения с применением:

  • тестового контроля;
  • игровой технологии;
  • групповой работы.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;
  • обучающая презентация к уроку «Тип Членистоногие»
  • раздаточный материал на два варианта (тесты).

Список литературы и интернет ресурсов:

  • Учебник: В.В. Латюшин, В.А. Шапкин «Биология. Животные» 7 класс: учеб.для общеобразовательных учеб. заведений -М.: Дрофа, 2010, -304с.
  • Захарова Н. Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В.В. Латюшина и В.А. Шапкина «Биология. Животные».-М.: Издательство «Экзамен»,2009.-158с.
  • Контрольно - измерительные материалы. Биология: 7 класс/ Сост. Н.А. Артемьева. –М.: ВАКО, 2012.-112с.
  • Латюшин, В. В., Ламехова, Е. А. Биология. Животные: рабочая тетрадь. 7 класс. - М.: Дрофа, 2010. - 176 с: ил.
  • http://www.bugdreams.com/ -  - материалы о насекомых.
  • http://bratcev.chat.ru/index.html - Атлас дневных бабочек России. Фотографии, обзоры, научные статьи.
  • http://www.zin.ru/Animalia/Coleoptera/rus/ - Жуки (Coleoptera) и колеоптерологи.
  • http://entomolog.narod.ru/
  • http://natura.spb.ru/
  • http://contex.narod.ru/sitemap.html - Тайны морских глубин - энциклопедия о беспозвоночных, ракообразных и о коллекционирование морских животных
  • http://gwij99.chat.ru/ - Коллекция фотоизображений насекомых и паукообразных: тропические бабочки, жуки, цикады, палочники, богомолы, скорпионы и др.

Структура урока:

  • Организационный момент.
  • Вступительное слово учителя (значение материала изученной темы, сообщение цели и плана урока).
  • Представление групп учащихся (название и девиз).
  • Выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих умения, формирующих понятийные знания, на основе фактов и явлений.
  • Проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости).
  • Формулирование выводов по изученному материалу.
  • Оценка результатов и подведение итогов урока.
  • Рефлексия.

Подготовительная работа:

  • Класс заранее делится учителем на три группы, приблизительно одинаковые  по уровню знаний.
  • Группам предлагается придумать название и девиз.
  • Повторить материал по теме: Тип Членистоногие.

Ход урока:

1.Организационный момент

Акцентирование внимания учащихся на необычности данного урока.

2.Вступительное слово учителя

            Мы закончили изучение темы «Тип членистоногие» и сегодня на уроке нам предстоит обобщить изученный материал, привести ваши знания в систему. Будем работать сегодня как  в группах так и  индивидуально.  Но, перед тем как приступить к заданиям различного уровня, вспомним общие особенности представителей типа.

Фронтальная беседа учителя и учащихся. Формулирование ключевых моментов.

  • двусторонне -  симметричное сегментированное тело и членистые конечности;
  • плотный хитиновый покров (роль наружного скелета);
  • различают головной, грудной и брюшной отделы;
  • дыхание лёгочное, трахейное или жаберное;
  • нервная система представлена головным мозгом и брюшной нервной цепочкой;
  • сложные фасеточные глаза, органы слуха;
  • подавляющее большинство – раздельнополые животные, развитие часто с метаморфозом;
  • рост возможен только путём периодических линек;
  • кровеносная система незамкнутая, с  сердцем над кишечником.

3. Представление групп учащихся (название и девиз)

Первая группа – «Лангустиды»

Вторая группа – «Мотыльки»

Третья группа – «Скорпионы»

4. Загадки о членистоногих.

Учащимся предлагается не просто отгадать загадки, а назвать класс (отряд) животного. За правильно отгаданное животное – 1 балл. За правильно названный класс (отряд) – 1балл (Слайды 1-6).

Все мои друзья – на суше,             

Ну а я – живу в пруду.

Когда надо, дом воздушный

Под водою возведу. (Паук серебрянка)

 

Муравьев тепло встречая

Под высоким сосняком,

Мы всегда их угощаем

Очень вкусным молочком. (Тля)

 

На своем паучьем свете

Неумейка, так сказать.

Не вязал ни разу сети

И не думаю вязать. (Паук-волк)

 

Солнце светлое приметив,

В поле выбрались с утра.

Только мы на белом свете

Опыляем клевера. (Шмели)

           

Не брожу в полях и рощах,

Не топчу земных дорог,

Хоть имею, между прочим,

Тридцать восемь цепких ног. (Рак)

 

Над цветком на миг замрет

Быстрокрылый вертолет

На былинке посидит –

Вдруг вспорхнет и улетит (Стрекоза)

 

Не зверь, не птица,

А нос, как спица

Летит – кричит, сидит – молчит.

Кто его убьет –

Свою кровь прольет. (Комар)

 

Круглый панцирь сбит добротно,

В глазках  - злобные огни,

По бокам прижались плотно

Две тяжелые клешни. (Краб)

 

Неприметный в чаще леса

Я – малыш, но в нужный час

Больше собственного веса

Поднял груз в сто девять раз. (Муравей)

 

Черен, да не ворон,

Рогат, да не бык,

Шесть ног без копыт,

Летит – воет,

Падает – землю роет. (Жук)

 

5. Работа с текстом

В каждой группе на столе лежит текст, в котором необходимо вставить пропущенные слова.  За каждое правильно вставленное слово команда получает -1 балл (Слайды 7-9).

Задание для первой группы "Ракообразные".

Тело ракообразных разделено на _________ и__________. На голове расположены сложные ____________и две пары__________. Ракообразные имеют ________ходильных ног. Дыхание ракообразных обеспечивают _________. Растут ракообразные только в период __________. Развитие у раков _________.

 

Задание для второй группы "Паукообразные".

Тело пауков разделено на_________и _______. На голове расположены_______глаза. Все пауки имеют___________. Паутина используется для строительства________и_______. Пищеварение у пауков осуществляется_____________. Дыхание пауков обеспечивают__________и________. У пауков _______пары ног. Развитие _________.

 

Задание для третьей группы "Насекомые".

Тело насекомых разделено на _________, ___________и ___________. На голове у насекомых расположены________глаза и ________усиков. Насекомые имеют ______или _______пары крыльев и _______ног. Взависимости от характера пищи насекомые имеют ротовые органы:_________. Функцию дыхания у насекомых осуществляют ________.Развитие у насекомых 2х типов с________и с не __________ превращением.

 

6. Ребусы

Учащимся предлагается разгадать ребусы. За каждый правильно отгаданный ребус, команда получает -1 балл (Слайды 10-13)

1)     тараканы

2)     паутина

3)     бабочка

4)     мозаичное

 

    

7. Исключите лишнее

На слайдах представлены три животных, нужно определить какое из них лишнее и объяснить почему. За правильно выполненное задание команда получает – 2 балла (Слайды 14-17)

1)     Тарантул, крестовик, омар. Омар – ракообразное, а тарантул и крестовик – паукообразные;

2)     Вши, блохи, пчела. Пчела – общественное насекомое, а первые два – паразиты;

3)     Колорадский жук, бабочка капустница, божья коровка. Божья коровка – регулирует численность вредителей;  колорадский жук, бабочка капустница – вредители огородных культур;

4)     Таежный клещ, чесоточный клещ, скорпион. Скорпион  - свободно живущее животное; таежный и чесоточный  клещи – переносчики возбудителей болезней человека относятся к группе клещей.

 

             

8. Биологические задачи

Учащимся предлагаются задачи, на которые по возможности они должны дать полный ответ. За каждую правильно объясненную задачу группа получает – 2 балла (Слайды – 18,19).

1)     На муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в стороны, посидел некоторое время, для чего?(Принимает «Муравьиную ванну» , чтобы освободиться от паразитов);

2)     В 1877 году этот небольшой жук был завезён из Америки в Германию, постепенно он распространился по всей Европе. Личинки и жуки питаются листьями паслёновых растений. Они страшно прожорливы и стали подлинным несчастьем наших огородов. (Колорадский жук);

3)     Представьте себя врачом- анестезиологом (дающим пациенту наркоз). Вам необходимо усыпить пчелу, как вы это сделаете, если у вас есть вата и медицинский эфир?(так как у насекомых трахейное дыхание, то, смоченную в эфире вату, нужно подносить не ко рту, а обмотать ей брюшко насекомого);

4)     Прогуливаясь в лесу, вы обнаружили, что на ноге находится присосавшийся клещ. Какими будут последовательность ваших действий? Какие меры предосторожности вы предпримите во время следующей прогулки?

 

9. Кроссворд

(Слайд №20. Чтобы открыть слово, необходимо щелкнуть мышью на номер нужного слова).

Учащиеся группами разгадывают кроссворд. Учитель обращает их внимание на то, что после разгадывания, в выделенных клетках, должно получиться  название паука с характерным рисунком на брюшке. Затем проверяют по картинке на слайде.  За каждое правильно отгаданное слово – 1 балл. За угадывания ключевого слова – 1 балл дополнительно. (Слайд 20)

Вопросы:

  1. Оболочка, в которой гусеница превращается в куколку.
  2. Орган дыхательной системы у майского жука.
  3. Родственник пчелы.
  4. Личинка бабочек.
  5. Заболевание, передающееся через вшей и блох.
  6. Вылетевшая из улья семья пчел.
  7. Наружные паразиты волосяных покровов человека.
  8. Взрослое насекомое.
  9. Парящие на поверхности воды мелкие ракообразные и другие организмы.

Ключевое слово: крестовик.

 

10. Тестовая работа

Индивидуальная работа с тестами.

1 вариант

Часть 1. Из четырех вариантов выберите только один верный.

1.К какому классу относят членистоногих, имеющих простые глаза, четыре пары ходильных ног?

а) головоногих;                                            б) ракообразных;

в) паукообразных;                           г) насекомых.

            2.  Линька у членистоногих происходит в связи с тем, что хитиновый покров по мере роста животного:

а) изнашивается;                                          б) теряет свою окраску;

в) становится нерастяжимым;        г) пропускает воду.

            3.  Какой клещ прогрызает ходы в коже человека?

а) таежный;   б) собачий;    в) чесоточный;          г) паутинный.

     4.  По характеру питания вши являются:

а) наружными паразитами;                        б) внутренними паразитами;

в) хищниками;                      г) потребителями мертвого органического вещества.

     5.  Какую роль играют наездники в хозяйственной деятельности человека?

а) опыляют культурные растения;                                    б) обогащают почву перегноем;

в) регулируют численность членистоногих;       г) разрыхляют почву.

Часть 2. Выберите три верных ответа из шести

    В1. Чем членистоногие отличаются от других беспозвоночных?

    1) тело состоит из неодинаковых члеников

    2) система опоры и движения образована хитиновым покровом и мышцами

    3) передвигаются с помощью лопастевидных выростов

    4) кровеносная система замкнутая

    5) покровы тела и мышцы образуют кожно-мускульный мешок

    6) конечности расчлененные

    В2. Установите соответствие между насекомым и типом его развития.

    Насекомое                                                                          Тип развития

    а) азиатская саранча                                                   1) неполное превращение

    б) комнатная муха                      2) полное превращение

    в) капустная белянка

    г) колорадский жук

    д) постельный клоп

    В3. Установите соответствие между членистоногим животным и классом, к которому его относят.               

     Животное                                                                                          Класс

а) медоносная пчела                                    1) Ракообразные

б) майский жук                                            2) Паукообразные

в) чесоточный зудень                                   3) Насекомые

г) дафния

д) креветка

е) черный таракан

2 вариант

Часть 1. Из четырех вариантов выберите только один верный.

1.  К какому классу относят животных, имеющих три пары ног, три отдела тела (голову, грудь, брюшко), органы дыхания – трахеи.

а) насекомых;           б) ракообразных;      в) сосальщиков;        г) паукообразных.

            2.  Жук-навозник по характеру питания

а) хищник;                б) паразит;                            в) растительноядное животное;

г) разрушитель органических веществ.

            3.  Человек заражается чесоткой:

а) при охлаждении тела;                             б) при рукопожатии;

в) через укусы клещей;                               г) через воздух.

            4.  Какую роль играют божьи коровки в хозяйственной деятельности человека:

а) опыляют растения;                      б) обогащают почву перегноем;

в) разрыхляют почву;                      г) регулируют численность членистоногих.

            5.  По характеру питания все стрекозы и их водные личинки:

а) кормятся растительной пищей;                         б) активные хищники;

в) паразиты;                                                 г) поедают мертвых животных.

Часть 2. Выберите три верных ответа из шести:

В1. Какие признаки характерны для насекомых

 1. одна пара усиков

 2. органы дыхания – трахеи

 3. тело состоит из головогруди и брюшка

 4. четыре пары ног

 5. функцию газообмена у большинства выполняют жабры

 6. у большинства развиты крылья

В2. Установите соответствие между признаком развития насекомого и типом его развития.

Признак                                                                                 Тип развития

а) три стадии развития                                                  1) неполное превращение

б) личинка превращается во         2) полное превращение

взрослое насекомое

в) за стадией личинки следует стадия куколки

г) личинка внешне напоминает взрослое насекомое

д) личинка, как правило, червеобразная

В3. Установите соответствие между членистоногим животным и классом, к которому его относят.

Животное                                                                                             Класс

а) камчатский краб                                                                 1) Ракообразные

б) комнатная муха                                                                  2) Паукообразные

в) таежный клещ                                                                     3) Насекомые

г) паук-крестовик

д) обыкновенный комар

е) циклоп

 

11. Подведение итогов

Команда набравшая максимальное количество баллов получает оценку – «отлично», за второе место – «хорошо», плохих оценок не выставляем, чтобы не отбить у учащихся интерес.

 

12. Рефлексия

            Эмоциональная оценка работы  с обозначением перспективы успеха.

Вот забавная таблица. На таблице только лица. Повнимательней взгляни… и для себя лицо найди…

 

Приложения

Статья

  1. Статья

Источник: http://forum.schoolpress.ru/article/47/1231